Сегодня, в понедельник 30 ноября, первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов доложит премьеру Дмитрию Медведеву о выполнении подписанного в субботу указа президента о введении экономических санкций против Турции. Указ, последовавший в ответ на уничтожение турецким истребителем российского бомбардировщика, участвовавшего в боевых действиях в Сирии, предписывает отменить безвизовый режим с Турцией и чартерное авиасообщение с ней, рекомендует отказаться от продажи туров в эту страну, предписывает ограничить поставки турецкой продукции в Россию и привлечение турецких компаний к выполнению российских проектов, а турецких граждан – к работе в российских компаниях. Перечень продуктов, компаний или сфер деятельности, которых коснутся ограничения, к вечеру воскресенья еще не был утвержден: аппарат правительства продолжал работу над анализом предложений из министерств, сообщил «Ведомостям» источник в правительстве.
Ограничения по еде будут, но выборочные, будут касаться лишь некоторых продуктов, список выйдет на днях. Правительство настроено действовать очень осторожно, учитывая, что впереди праздники, – говорит высокопоставленный чиновник.
Список еще будет зависеть от риторики Турции – в последние время она меняется. Общий настрой – действовать осторожно, резюмирует собеседник «Ведомостей».
Все предложения министерствами внесены, идет работа в правительстве, – сообщила представитель премьера Наталья Тимакова, отказавшись говорить об их сути.
Федеральный чиновник считает, что при выполнении поручения президента Шувалов проконсультируется с бизнесом, с представителями как государственных, так и частных компаний.
Думаю, что Шувалов будет действовать прагматично, чтобы застраховать предложения по санкциям от последствий, которые могут навредить российский экономике в общем и в частности, – сказал он.
Источник в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича сообщил, что в возможной встрече с бизнесом пока нет необходимости. Информацию о встрече Шувалова с представителями бизнеса представитель секретариата первого зампреда правительства не комментирует.
Друзья под санкциями
Год назад будущее российско-турецких торговых связей казалось безоблачным. Турция оказалась в выигрыше от начавшегося после присоединения Крыма противостояния России с США и ЕС. «Русские предоставили Турции много преимуществ, у нас появились новые возможности для инвестиций, многие большие компании вышли на российский рынок», – рассказывал Financial Times торговый советник Российско-турецкой бизнес-ассоциации Огуз Калайчи-оглы. В 2014 г. турецкие бизнесмены увеличили импорт продовольствия в Россию, замещая подпавшую под эмбарго продукцию из ЕС и других стран. В декабре прошлого года во время визита в Анкару президент России Владимир Путин объявил о планах расширить торговые связи с Турцией, а президент этой страны Реджеп Тайип Эрдоган пообещал тогда, что объем двусторонней торговли к 2020 г. должен утроиться – до $100 млн.
Россия и так крупнейший экспортер для Турции. По данным Turkish Statistical Institute, в 2014 г. ее доля превысила 10% всего турецкого импорта. Крупнейшая статья – газ. В 2015 г. импорт стал снижаться, следуя общей тенденции, и составил за январь – сентябрь 2015 г. $16 млрд, на 18% меньше, чем в том же периоде прошлого года, что переместило Россию на 3-е место среди импортеров после Китая и Германии.
Россия для Турции, по данным Turkish Statistical Institute, в 2014 г. была седьмым по объему рынком сбыта, экспорт составил $6 млрд (3,8%) – это преимущественно продовольствие и продукция текстильной промышленности.
Турция – пятый по объему внешней торговли партнер России, в 2014 г. поставки товаров и услуг в Турцию составили $27,4 млрд, или 5% российского экспорта, обратный поток – $16,3 млрд, или 4% всего импорта. При этом превышение экспорта над импортом обеспечило 7% профицита российской внешней торговли.
Основной экспорт России в Турцию – товарный. А баланс торговли услугами, напротив, в пользу Турции. Сальдо торговли услугами со странами мира у России традиционно отрицательное – на $55,3 млрд в 2014 г., из них доля Турции – 12%. Турция – главный поставщик услуг России. В 2014 г. их было оказано на $9,7 млрд (8% импорта услуг). Более двух третей этой суммы – турпоездки: по данным ЦБ, в прошлом году россияне потратили в Турции $6,6 млрд, почти вдвое больше, чем в поделивших по этому показателю 2-е место Германии и Египте (по отдельности). По количеству зарубежных поездок россиян Турция уступает только Финляндии (4,4 млн и 4,8 млн соответственно). В Турции каждый восьмой турист – из России, чаще россиян страну посещают только жители Германии.
Вторая крупная статья импорта услуг из Турции – строительные работы, в которых на долю Турции в 2014 г. приходилось 35%. Объем импорта строительных услуг из Турции в прошлом году упал на 37% в связи с завершением строительства олимпийских объектов, отмечает ЦБ в докладе.
В то же время Турция и как рынок сбыта услуг для России на значимом 6-м месте ($3 млрд, или 4,5%). А по экспорту строительных услуг – и вовсе на первом: в 2014 г. на долю Турции пришелся каждый третий доллар, заработанный Россией на строительстве объектов нерезидентам ($1,5 млрд из $4,7 млрд). На транспортном обслуживании туристического потока также зарабатывают в гораздо большей степени российские перевозчики, а не турецкие: по данным ЦБ, в 2014 г. авиаперевозки между двумя странами принесли России $800 млн, а Турции – $142 млн.
Инвестиции Турции в Россию в январе – сентябре 2015 г. составили $55 млн. Россия же инвестирует в Турцию гораздо больше – как ожидалось, $755 млн в этом году.
«Сейчас практически все наши начинания оказались в зоне риска», – признает Калайчи-оглы. «Мы все в смущении и в ожидании», – вторит ему председатель комиссии Московской торгово-промышленной палаты по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Турции Мамдух Аль Хатиб. Россия найдет замену турецким поставщикам, а вот им самим найти другие рынки сбыта сложнее. Например, ни одной другой соседней стране не нужны в таком количестве турецкие фрукты и овощи, объясняет он. Санкции затронут все секторы экономики Турции: пострадают импортеры продовольствия и транспортные компании, доставлявшие продукцию в Россию, девелоперы, строившие жилье в Турции в расчете на покупателей из России, и банкиры, кредитовавшие всех этих бизнесменов, резюмирует он.
«К сожалению, придется забыть о стратегическом партнерстве», – говорит президент Торгово-промышленной палаты России (ТПП) Сергей Катырин. Российская экономика переживет обострение отношений с Турцией довольно спокойно, надеется он. На страны ЕС приходится более половины товарооборота России – около $400 млрд, вся торговля с Турцией – около $32 млрд, объясняет Катырин.
Не эмбарго, но ограничения
Минсельхоз накануне выхода президентского указа отправил в Минэкономразвития предложения по ограничению закупок продовольствия в Турции, но вводить эмбарго не предлагал, утверждает сотрудник ведомства. Фактически это будет эмбарго, а формально – ограничение поставок по федеральному закону о специальных экономических мерах, говорит другой чиновник. Речь идет об усилении фитосанитарного и ветеринарного контроля по линии Роспотребнадзора, рассказывают два федеральных чиновника.
Турция оказалась одним из бенефициаров российского продуктового эмбарго. В 2014 г. двусторонняя торговля сельскохозяйственными продуктами выросла на 19% до $4 млрд за счет увеличения поставок турецких овощей, фруктов и орехов в Россию – на них, по оценке Минсельхоза, приходилось 20% общего импорта. Правда, в первой половине 2015 г. этот рост сошел на нет.
Снижение импорта объясняется общей тенденцией сокращения закупок за рубежом из-за девальвации рубля, объясняет заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Турция по ряду позиций продолжала активно замещать импорт, который до того шел из стран, подпавших в 2014 г. под эмбарго, добавляет она. Так, за восемь месяцев этого года вырос импорт рыбы. Турция стала крупнейшим поставщиком табачного сырья, ее доля в сравнении с 2014 г. увеличилась с 35 до 45%, заметила Снитко. По ее мнению, это объясняется стремлением производителей снизить издержки за счет закупок более дешевого сырья. Если же импорт табака из Турции будет ограничиваться, это станет серьезной проблемой: переключение на более дорогое сырье приведет к повышению розничных цен, опасается она.
Свято место пусто не бывает. Всегда можно найти альтернативных поставщиков. И иностранные, и отечественные производители с максимальной выгодой воспользуются освободившимися нишами, надеюсь, наши потребители не ощутят существенных неудобств, – комментирует Катырин.
Доля рыбы турецкого улова на российских прилавках составляет всего 3%, ее можно заменить поставками из Туниса, Марокко и Чили, заявил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в эфире телеканала «Россия 24».
Все не так просто, предупреждает Снитко. «Каких-либо непреодолимых технических барьеров во внешней торговле овощами-фруктами со странами, в отношении которых не действует эмбарго, до сих пор не было, поэтому то, что Турция стала крупнейшим поставщиком овощей и фруктов в Россию, доказывает: она предложила лучшие условия, в том числе по цене, – приводит она пример. – Конечно, заменить ее продукцию хоть и не быстро, но реально – свои овощи и фрукты могут предложить Азербайджан и Израиль, но очевидно, что это также приведет к росту закупочных цен».
Таможня с 24 ноября не пропускает фуры с продовольствием из Турции, поэтому часть заказов пришлось разместить в Марокко, Египте и Тунисе, рассказывает сотрудник крупной продовольственной компании. Но из-за сильной жары в этих странах только начали выращивать салаты, поэтому возможны перебои в поставках, переживает он. Турецкие поставщики начали выставлять штрафы за досрочный разрыв контрактов, предупреждает еще об одной неприятности один из ритейлеров.
Туристы останутся дома
Самый серьезный удар по турецкой экономике – рекомендация отказаться от продажи туров и запрет чартерного авиасообщения. От российских туристов она получает больше, чем от экспортно-импортных операций, отмечает Чарли Робертсон, главный экономист Renaissance Capital. В 2014 г. россияне обеспечили 12% всего турпотока в Турцию и принесли ее экономике $2,7 млрд. По оценкам Nomura International, еще больше дохода экономике страны – $4 млрд – приносили частные предприниматели из России, закупающие в Турции одежду и другие товары для российского рынка. Общее число визитов иностранцев в Турцию может снизиться на 25%, считают эксперты Nomura.
Российские туроператоры, работавшие с Турцией, могут переключиться на внутренний туризм, «им не обязательно уходить с рынка», заявил в интервью телеканалу «Россия 24» глава Ростуризма Олег Сафонов.
По данным Ассоциации туроператоров России, сейчас в России продано 6000 туров в Турцию средней стоимостью $800, поэтому потери для туроператоров будут несущественными, считает вице-президент организации Дмитрий Горин. Гораздо больше они потеряли после разрыва туристического сообщения с Египтом, где в тот момент находилось 90 000 россиян, объясняет он. Ежегодный поток в Турцию составлял около 3 млн туристов, как ожидается, он перераспределится в летнем сезоне на Грецию, Болгарию, Хорватию, в зимнем (это больше связано с запретом туристического сообщения с Египтом) – на ОАЭ, Израиль, считает Горин. Повысится спрос и на российские курорты, но они подорожали, указывает Горин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий