Таким образом, на них распространятся все законодательные запреты, действующие в РФ в отношении табачной продукции, включая запрет продавать подросткам, выкладывать на прилавок и употреблять в общественных местах.
По итогам круглого стола, который провели представители комитета по охране здоровья Госдумы, Минздраву рекомендовано внести коррективы в закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый в 2013 году. Согласно инициативе депутатов, на электронные сигареты распространятся все регулирующие меры, которые действуют в отношении табачных изделий. Напомним, действующий закон запрещает курение в общественных местах, в том числе в образовательных и медицинских учреждениях, общественном транспорте и на детских площадках. Кроме того, запрещается реклама и распространение табака, а также демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в фильмах, на телевидении и радио.
В настоящий момент оборот электронных сигарет законодательно почти не регулируются в России, за исключением запрета на продажу электронных сигарет, имитирующих по форме табачные изделия, обозначенного в ст. 16 профильного закона.
Попытки ограничить употребление электронных сигарет предпринимаются уже не первый раз. При этом нет исследований, доказывающих, что их курение вредит здоровью. По данным доклада ВОЗ, представленном на конференции по борьбе против табака в 2014 году, электронные сигареты выделяют меньше токсичных веществ, никотина и частиц, чем обычные сигареты, но величина снижения риска пока неизвестна, и данные об эффективности оказания помощи курильщикам в прекращении курения являются ограниченными. В целом, говорит ВОЗ, нужно придать приоритетный характер научным исследованиям, чтобы прояснить выгоду и потенциальные риски электронных сигарет и разработать стратегию регулирования.
С инициативой приравнять электронные сигареты к табачным изделиям на сей раз выступило Федеральное медико-биологического агентство (ФМБА), которое предоставило депутатам данные последних исследований, в которых указано, что, несмотря на снижение уровня курения табака среди подростков, растет число молодежи, курящей электронные сигареты. По данным ФМБА, несмотря на утверждение табачных компаний о том, что их реклама направлена на взрослых потребителей табака, новые изделия доставки никотина и потребления табака распространяются и среди подростков.
В апреле 2016 года в Госдуму уже внесен законопроект о запрете курения электронных сигарет в общественных местах и их продажу несовершеннолетним. Кроме того, в этом документе вводятся регулировки контента и мест размещения рекламы электронных сигарет. Например, предлагается запретить в рекламе упоминать, что электронные сигареты менее опасны, чем курение табака, и может помочь отказаться от его употребления. За нарушение предусматривается административная ответственность, но в целом законопроект не запрещает рекламу или использование электронных сигарет.
Валерий Рязанский, председатель комитета Совета федерации по социальной политике и соавтор этого законопроекта, объясняет, что нельзя просто приравнять электронную сигарету к обычной, так как электронные сигареты могут использоваться и в медицинских целях и в качестве избавления от вредной привычки. По его словам, в законопроекте авторы подошли к проблеме регулирования продажи электронных сигарет шире, предложив ограничить рекламу, защитить детей, и в целом сделать процесс курения электронных сигарет непривлекательным. По словам господина Рязанского, нет сомнений, что государство должно регулировать процесс попадания на рынок суррогатных изделий, в первую очередь, «определив понятийный аппарат». «Если нам не известно, приносит ли продукт пользу или вред, лучше избавить от такого рода соблазнов в рамках рекламных кампаний, избавить детей, систему здравоохранения и систему общественного пребывания людей»,— уточнил он.
Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям табачной компании «БАТ Россия», поддерживает стремление создать нормативную базу для оборота электронных сигарет. По его словам, продажа электронных сигарет должна быть разрешена только лицам старше 18 лет, так как в них содержится никотин, но излишние ограничительные меры, препятствующие разработке инноваций или их использование взрослыми потребителями, ограничат доступ потребителя к информации о продукции и остановят развитие новых видов продукции. «Если приравнять электронные сигареты к табачной продукции, это сделает продукцию с меньшим риском для здоровья менее доступной для курильщиков,— сказал господин Лютый.— Это никак не сочетается с заботой о здоровье населения».
Член экспертного совета по борьбе с табаком при Минздраве РФ Алексей Шабашов — сторонник более радикальных мер борьбы с электронными сигаретами — не согласен с инициативой Госдумы. По его мнению, нужно принять закон о запрете всех устройств, имитирующих табакокурение, так как электронные сигареты небезопасны и могут вызывать у потребителя наркотическую зависимость.
В Госдуме, впрочем, также нет солидарной позиции по отношению к инициативе. «Прежде, чем принимать законы, нужно иметь не просто мнения, а серьезные доказательные исследования в разных странах о вреде электронных сигарет,— считает Николай Герасименко, первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья.— Пока такого заключения ВОЗ нет, так просто запретить электронные сигареты нельзя».