вторник, 10 мая 2016 г.

Саудовская нефть потечет по-новому

Али ан-Наими не входил в королевскую семью, но при этом бессменно возглавлял ключевое саудовское ведомство с 1995 года. В отставку 80-летний министр был отправлен всего через три недели после неожиданного срыва договоренности о сокращении мировой добычи нефти, происшедшего при его самом активном участии (подробнее об интриге переговоров 17 стран-производителей в Дохе см. "Ъ" от 18 апреля).

С уходом Али ан-Наими прекращает существование и само Министерство нефти. Вместо него было учреждено новое Министерство энергетики, промышленности и минеральных ресурсов, которое будет курировать нефтяную отрасль. Его возглавит председатель совета директоров нефтяного гиганта Саудовской Аравии — государственной компании Aramco — Халид аль-Фалих. Назначение не стало неожиданностью: проработавший в Aramco более 30 лет 56-летний Халид аль-Фалих считался одним из потенциальных преемников престарелого Али ан-Наими.

Смена министров нефтяной промышленности в Саудовской Аравии всегда привлекала огромное внимание в мире: человек, занимавший этот пост, становился рупором крупнейшего производителя нефти не только по отраслевым, но и по общеполитическим вопросам. Министрами нефти были люди с хорошим западным образованием, и каждый олицетворял эпоху в развитии нефтяного рынка и саудовской внешней политики в целом. Абдулла Тарики (1960-1962 годы) по прозвищу Красный Шейх был одним из создателей ОПЕК. Его преемник Ахмед Ямани способствовал использованию энергетического оружия в политических целях во время нефтяного кризиса 1973 года. Тогда арабские страны отказались поставлять нефть западным государствам, поддерживающим Израиль, что вызывало стремительный рост мировых цен на нефть.

Отставка Ахмеда Ямани в 1986 году и приход ему на смену Нишама Назера привели к резкой смене политики Эр-Рияда, который отказался от попыток поддерживать высокие цены на нефть и выступил за наращивание добычи. Это привело к обвалу цен на нефть в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Али ан-Наими, остававшийся лицом саудовской нефтяной политики на протяжении последних двух десятилетий, выступал против сокращения добычи, в результате чего цены упали до минимумов 15-летней давности. "Если они (не входящие в ОПЕК государства.— "Ъ") хотят сокращать добычу, они могут это сделать. Саудовская Аравия не пойдет на сокращение",— пояснял он в интервью CNNMoney в декабре 2014 года.

Однако в начале текущего года ряд мировых СМИ сообщил о том, что позиция королевства якобы начала меняться. По данным собеседников "Ъ", близких к переговорам в Дохе, Эр-Рияд даже был готов согласиться с предложенной Венесуэлой идеей замораживания добычи нефти основными странами-производителями. В середине апреля Али ан-Наими прибыл на встречу в Доху, где ожидалось подписание соглашения о замораживании добычи, однако в последний момент саудовская делегация потребовала участия в замораживании Ирана и в результате от соглашения отказалась. Переговоры в Дохе провалились, вызвав полную растерянность у участников рынка.

Эта растерянность усиливается в связи с объявленной реорганизацией саудовского Министерства нефти, а также с все более настойчиво звучащими в Эр-Рияде заявлениями о необходимости ухода от нефтяной зависимости. Провозгласивший программу радикальных экономических реформ "Видение 2030" сын саудовского короля и министр обороны принц Мухаммед бен Сальман, занимающий третью строчку в иерархии власти в Эр-Рияде, сделал сенсационное заявление о том, что уже в 2020 году Саудовская Аравия якобы "сможет жить без нефти".

Между тем опрошенные "Ъ" эксперты убеждены: уход Али ан-Наими вызван не столько разбором полетов после неудачи последней встречи ОПЕК в Дохе, в которой многие в мире сегодня обвиняют Эр-Рияд, сколько набирающими темп радикальными реформами в саудовском королевстве, потребовавшими серьезного омоложения правительства. Собеседники "Ъ" напоминают, что отставка нефтяного короля Али ан-Наими и упразднение возглавляемого им "суперминистерства" продолжили список перестановок в правительстве и реорганизации других структур королевства.

При этом стратегическая программа "Видение 2030", ставшая детищем амбициозного 30-летнего принца Мухаммеда бен Сальмана, предусматривает масштабную приватизацию государственных компаний, таких как Aramco (рыночная стоимость составляет $1 трлн), резкую активизацию инвестиционной политики, развитие туристической отрасли. В долгосрочной перспективе такая политика должна снизить зависимость страны от нефтяного экспорта.

"Отставка Али ан-Наими и назначение на пост главы вновь созданного Министерства энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Халида аль-Фалиха укладываются в общую логику формирования новой команды саудовских реформаторов во главе с Мухаммедом бен Сальманом. Все министры, которые в последнее время покинули свои посты в ходе обновления правительства, ушли в отставку либо по возрасту, как это произошло с Али ан-Наими, либо в связи с неготовностью следовать новой стратегии развития",— пояснил "Ъ" профессор факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач.

При этом эксперт обратил внимание на то, что среди новых назначенцев нет ни одного представителя королевского семейства, что, по его мнению, должно сделать власть в Эр-Рияде более устойчивой и восприимчивой к переменам.

С Григорием Косачом согласен директор центра стратегических исследований и анализа "Россия--Восток--Запад" Владимир Сотников. "Диверсификация саудовской экономики все настойчивее требует прихода новых личностей, таких как преемник Али ан-Наими Халид аль-Фалих. Он не только отлично знает нефтяную отрасль, но и готов следовать призыву Мухаммеда бен Сальмана к поиску новой роли Саудовской Аравии в XXI веке",— заявил "Ъ" господин Сотников.

Сергей Строкань, Юрий Барсуков


Фото сосков через футболку Выкройки футболок для мальчика

Комментариев нет:

Отправить комментарий